Якутские ножи

5 апреля 2018

Якутские ножи — национальное достояние народа саха наравне с мамонтами, алмазами и хомусами. Традиционный якутский нож быхах, конструкция которого практически не изменилась на протяжении веков, широко используется по сей день во всех сферах хозяйственной деятельности народа. Он во всем ориентирован на удобство долгой и кропотливой работы и просто создан отделять мясо от кости, строгать мороженую рыбу, чинить сломанные нарты.

Первая особенность — асимметричность профиля клинка. Он затачивается только с левой стороны (если держать рукоятью к себе), чем отличается от других ножей с несимметричным профилем, у которых, как правило, заточка производится со стороны рабочей руки, т. е. на правой стороне клинка. Заточенная сторона клинка якутского ножа чуть выпуклая.

Этим особенностям есть свое объяснение. Для якута главный материал для обработки — это дерево. Выпуклость на клинке облегчает снятие стружки, придавая нужное усилие, мастер точно и легко регулирует глубину строгания. При этом нож превращается в подобие высокоточного многофункционального рубанка. Кроме того, упрощается резка мяса или рыбы (в том числе мороженой), а также разделка туш животных, снятие с животных шкуры и ее выделка. При этом существенно упрощается процесс заточки инструмента.

Точится якутский нож с одной стороны, с другой лишь снимается заусенец.

Правая не заточенная сторона клинка оснащена долом, который называется у якутов йос. Это еще одна особенность якутского ножа. По одной из экзотических версий эта деталь присутствует с тех времен, когда нож целиком изготавливался из распиленной вдоль кости, а йос — не что иное, как канал от костного мозга.

Плоская не заточенная сторона клинка с правой стороны называется быхах хаптахайа. Эта грань выполняет особую роль: она делает сечение клинка близким к четырехугольной форме. Это усиливает пробивное действие, например, для протыкания толстой кожи (например, при пошиве одежды) или сверления неглубоких отверстий.

Рукоять якутского рабочего ножа традиционно вырезается из цельного куска березового капа — очень крепкой древесины с богатой текстурой. Она ровная, лишена каких-либо упоров и достаточно длинная. С длинной рукояткой удобней работать на морозе в рукавицах, и за счет удлиненного рычага повышается рубкость ножа. В сечении рукоять напоминает яйцо. Такая форма выбрана для того, чтобы во время некоторых работ нож не проворачивался в руке. Интересен способ монтажа клинка в рукоять. Сначала проделывается широкое центральное отверстие и заостренный хвостовик вбивается в рукоятку. Затем по бокам клинка вставляются клинья-чопики из мягкой древесины. Их распирает, и они зажимают клинок в рукоятке. Для того чтобы защитить от влаги деревянную рукоять, ее пропитывают специальными маслами.

Оригинальными в якутском ноже являются также ножны В классическом варианте ножны делаются из снятого чулком бычьего хвоста, внутри которого находится деревянный вкладыш, который не должен плотно обхватывать клинок. Функцией вкладыша является не удержание ножа, а защита клинка от поломки. Функцию удержания выполняет кожаная часть ножен — поскольку нож утапливается в ножны на 2/3 длины рукояти, так чтобы ножны плотно прилегали к ручке ножа. Допускаются варианты изготовления ножен также из обычной шитой кожи или бересты. Крайне редко встречаются деревянные ножны.

Для ношения ножа к ножнам обычно приделывается кожаный шнурок.

Якутский нож широко используется в повседневной хозяйственно-бытовой жизни жителей Якутии: охота, рыбалка, готовка еды, работы по дереву и проч.

При рассмотрении якутского ножа необходимо учитывать одну из его особенностей. Это реальный нож, используемый в повседневном быту жителями Якутии. Во всей Якутии мало найдется семей, в которых нет хотя бы одного якутского ножа. Это означает, что нож массово изготавливается во многом в кустарных условиях, в условиях сельских кузниц или мастерских. В каждом якутском селении есть свой местный мастер (а чаще мастера), которые изготавливают свои версии ножей. С этим обстоятельством связана изменчивость ножа от селения к селению и от мастера к мастеру.